Александр Кузьменко

Подбор гитарных партий на слух. 5 советов

12.10.2016
На занятиях гитаристы часто интересуются, какой навык при игре на гитаре самый важный. Чувство ритма, скорость, умение импровизировать или читать с листа. Развитие этих навыков, бесспорно, очень сильно поднимет наше исполнение. Но есть еще один навык, который является фундаментальный для всех остальных. Правильно, это наш музыкальный слух. Чем точнее и острее наш слух, тем более полную музыкальную картину мы слышим. Многие начинающие музыканты в наше время совершают просто грубейшую ошибку, они начинают писать свою музыку не имея опыта подбора чужих партий на слух. Раньше это казалось немыслемым, каждый гитарист учился по записям своих кумиров, а уже потом на основании полученного опыта начинал придумывать музыку. Сейчас же есть масса способов учиться играть не имея вообще никакого представления о подборе на слух (табы, видеошколы, видеоуроки в интернете). В результате таких занятий мы получаем гитариста, который слышит музыку весьма поверхностно. Представьте художника, которого попросили нарисовать картину, одев при этом очки для зрения, в результате чего все предметы стали казаться размытыми. Каков будет результат? Вот примерно так и звучат записи большинства начинающих молодых групп.


1. Для начала необходимо научиться снимать ритмичекую составляющую. Увидели на ютубе видеоурок на какую-то песню, постарайтесь записать все то же самое в табы (можно использовать Guitar Pro, например). Постарайтесь учесть все длительности, паузы, залигованные ноты, можно даже динамические оттенки и тд. Если понятия о ритме нету (что такое доля, такт, размер, длительности нот), необходимо немного посидеть с теорией, без этого никуда.

2. Не бойтесь снимать быстрые партии. Конечно, снять «в ноль» пассаж в 180 bpm 16-ми нотами в оригинальном темпе сложно, этого и не нужно делать. Скачиваем любой аудиоредактор, подойдет даже что-то простое типа Transcribe, кидаем в него аудиозапись, понижаем темп на 50%, а тональность на октаву (жмем Transpose, Pitch Shift и тп, в зависимости от вашего редактора) и снимаем, гитара теперь звучит на октаву ниже, но и в два раза медленнее. Не нужно пытаться сразу снять цельные фразы, начните с первой пары нот, а потом постепенно прибавляйте. Вскоре все ноты соберутся в один цельный пассаж, осталось только перенести снятый материал на октаву вверх.

3. Помните, что снять мелодическую часть это в лучшем случае всего треть работы. Осталась еще динамика, нюансы извлечения. По этой же причине рекомендую как можно раньше отказаться от подбора по табулатуре (вообще), там все эти моменты показать довольно сложно, поэтому партии подобранные по табам звучат словно дешевая копия оригинальной записи. Попробуйте сыграть даже что-то простое, например, рифф из «Enter Sandman», без правильной динамики, и ваш звук сразу превратится в кашу. Хотя по нотам все будет правильно.

4.Если на этапе подбора замедленной партии у вас возникают огромные трудности, в таком случае можно немного поработать с сольфеджио. Искать преподавателя по сольфеджио не обязательно (хотя большинство из них берут за уроки довольно немного). Есть много бесплатных программ для развития слуха, например, Ear Master, а также огромное количество авторов книг с аудио приложением, например, Gary Willis (для гитары и баса) Джейми Аберсольд (тут больше по джазовой гармонии).

5. Анализируйте снятый материал. Всегда старайтесь разобраться, какой лад используется в этой фразе, что играют пэд, риффовые гитары, бас. Неплохо было бы научиться прописывать барабаны в одном из барабанных модулей, типа AddictiveDrums или Ezdrummer. Старайтесь не просто подобрать кусок гитарной партии, который понравился, а кусок песни целеком, понять, почему он вставляет, что делает при этом ритм-секция, что такого необычного сыграла вторая гитара или клавиши, может быть дело в звуке или каком-то хитромудром аккорде. Вот тут и начинается занятие музыкой.

Конечно, можно возразить, мол, я же хочу играть свою музыку, зачем мне кого-то копировать, еще и подбирать аранжировку, если я могу сам придумать свои партии для своей же музыки? Во-первых, все музыканты всегда копировали своих кумиров по-началу. Об этом не раз в своих интервью упоминали Джими Пейдж, Джон Петруччи, Ингви Мальмстин и еще целый ряд гитаристов с мировым именем. Во-вторых, до сегодняшнего дня музыка уже развивалась столетиями. Любой серьезный музыкант просто обязан изучить те традиции, которые уже сформировались до его желания научиться играть на гитаре. Сложно себе вообразить школьника, который серьезно решил заняться математикой, не желая при этом учить таблицу умножения.

Надеюсь, эти рекомендации помогут вам в освоении такого трудоемкого навыка, как подбор партий на слух. Успехов!



Кузьменко Александр

преподаватель электрогитары

Подбор гитарных партий на слух. 5 советов зображення 1

Коментарі закриті

Догори