Резюме

Театр на Подоле родился еще тогда, когда номинально не существовал, а на сером киевском культурном небосклоне появилось яркое созвездие, духовное сообщество людей, эмоционально противостоявших насаждаемой фальши, намереваясь освободить творческую энергию, не связанную с идеологическими догмами общества. Это произошло в 1978 после громкого дебюта в Киевском театре русской драмы им. Л. Украинки «Сказки о Монике» С. Шальтяниса, поставленной тогда еще просто юным режиссером Виталием Малаховым, который триумфально ворвался на театральный Олимп, однозначно декларируя свои притязания в искусстве.
В 1979 году, накануне Олимпийских игр, государственное руководство решает улучшить культурный облик столицы. Было принято решение о создании четырех новых театров: Молодого театра, Театра поэзии, Театра на Левом берегу (до того бывший при Укрконцерте) и Театра эстрады, где В. Малахов, в свои 24 года, стал первым главным режиссером (кстати, самым молодым главным режиссером в тогдашнем СССР). В творческий коллектив, в котором были актеры, танцоры, джаз-банд, вокалисты, влились люди, со многими из которых Малахов работает до сегодняшнего дня. Среди них: В. Кузнецов, Т. Плашенко, А. Сергийко, А. Крыжановский, И. Крикунов, К. Малахова, А. Пархоменко, В. Андриенко. Здесь начинали свой творческий путь А. Левит, Л. Тебенькова, В. Иваненко, А. Кочнев, В. Чигляев, А. Дяченко, А. Цекало вместе с коллективом-ансамблем «Шляпа». Не закончив 9-го класса, к Малахову пришел Н. Джигурда, который, по словам Малахова, играл гномов и всяких необычных персонажей. В театр пришли: В. Билоножко, Н. Рожкова, М. Битный-Шляхта, Т. Печенкина, Г. Ткач, В. Ямненко, А. Середа. Звукорежиссером работал Д. Ганапольский.

Малахов во всех без исключения программных постановках последовательно отрицает диктат социума и разрабатывает “план побега” из “плена заурядности”. Чрезвычайно экспрессивно, изобретательно и настойчиво это демонстрируется в постановках: “Ночь чудес” В. Шекспира (1980), “Софокл. Шекспир. Брехт” (1983),“Вертеп” В. Шевчука (1989), “Нас теперь двое” по Ф. Г. Лорке (1991), “Яго” по В. Шекспиру (1994). Несмотря на то, что театральная эстетика Малахова предполагает карнавальную стихию, он никогда не хотел быть “эстрадным”.

Первая постановка Малахова – “Я – Киев” (1980) В. Коротича. “Это была попытка смешать танцы и пение на уровне создания конкретных художественных образов”. Малахов осознанно шел на то, чтобы осваивать разные формы театра, его виды, постоянно экспериментировать. “Я – Киев” — дань увлечению экспериментом: каскадеры проносились над зрителями на канатах, совсем неожиданно для стилистики постановки появлялись балерины. Отсюда и берет свое начало малаховская универсальность. Вот что в первые годы существования Театра эстрады писал сам режиссер: “Считаю, что любовь и убежденность театра в правильности своего мировосприятия могут и должны передаваться кому-то из публики, какому-то ровеснику театра, кому-то, кто потом пройдет с театром все этапы его становления”.

”Малахов всегда декларировал, что мировосприятие должно соответствовать “мировоззрению ровесников из публики”. Он никогда не зависел от прерывистого дыхания времени…”. Его театр “…упорно не принимал навязанных ему правил игры, не хотел “соответствовать вывеске” и был, так или иначе, диссидентским”.

Театр сумел доказать, что настоящее искусство при любых режимах умеет быть собой, в состоянии делать то, что должно делать искусство, не будучи на службе у “нужд эпохи”. “…Малахов и его театр сумели быть относительно “аполитичными” в то время, когда такие вещи не приветствовались, благодаря чему этот творческий коллектив смог в своих лучших постановках исследовать не псевдоактуальные, а действительно вечные проблемы бытия: Жизнь, Смерть, Любовь, Честь, Дружба, Предательство.”

Времена перестройки принесли либерализацию всех общественных процессов. Происходит всесоюзная тенденция создания хозрасчетных предприятий, создаются театры-студии. В это судьбоносное время много молодых режиссеров-лидеров получили свой шанс на творческое самоопределение.

В 1987 году в Киеве создан театр на Подоле во главе с Виталием Малаховым. Формально этот театр был уже давно сформированным коллективом творческих единомышленников со «своим стартовым капиталом» — это "Трактирщица", «Ночь чудес» и др. Пришел и первый коммерческий успех — договор с Тюменской нефтедобывающей компанией. Концерты в этом регионе принесли хорошие деньги, что дало возможность обустроить сцену и иметь достойное финансовое положение.

С этого момента театр Малахова становится «выездным» — начинается беспрецедентный этап большого количества зарубежных гастролей. В театр «поплыли» спонсоры. Поскольку выезжать за границу в то время было очень сложно, а театр имел такие возможности, спонсоры заключали соглашения с театром и гастролировали со своими семьями. С 1987 года до 1994-го театр был практически странствующим.

«Все гастрольные турне театра на Подоле вызывали большой интерес и признательность публики. Спектакль »Вертеп" по пьесе В. Шевчука на Первом всемирном фестивале в Анкаре отмечен специальным призом. «Ночь чудес» в газете «Обсервер» (Великобритания) сравнивали с бездонным океаном во время шторма. Великий бард, по мнению критика, никогда не звучал так мелодично и откровенно чувственно. «Пир во время чумы» Пушкина — волнующий, музыкальный спектакль о постоянном противоборстве со смертью — на тему, которая имеет особое значение для Киева после Чернобыльской катастрофы, — поставлен с такой искренностью, что делает его уникальным зрелищем" («Гардиан» 17 сентября 1993 года, Великобритания).

Актерам театра на Подоле аплодировали Луцке, Львове, Полтаве, Ужгороде, Нижнем Новгороде, Севастополе, Риге, Надыме, Донецке, Днепропетровске, Одессе. Драматическое искусство Украины представлено труппой театра на Подоле в Америке, Греции, Египте, Великобритании, Польше, Германии, Коста-Рике, Мексике, Финляндии, Турции. Уже стали традиционными поездки на знаменитый Эдинбургский фестиваль. В 1991 году театр повез на фестиваль «Пир во время» по А. Пушкину. «Рискнув в 1994 году привести два шекспировских спектакля в респектабельную, по-викториански сдержанную Великобританию, »Сон в летнюю ночь" и «Яго» по мотивам «Отелло», — театр завоевал огромную популярность в глазах публики и прессы. На вызов украинского актерского ансамбля отреагировали практически все самые популярные издания. «Таймс», «Обсервер», «Файненшиал таймс» опубликовали отзывы своих рецензентов, что сделало хорошую рекламу и привлекло большое количество зрителей. Труппа театра на Подоле была признана одной из лучших в программе самой престижной импрезы в Эдинбурге, где одновременно показывали спектакли более 900 трупп.

«Магия и чувственность» — наиболее часто употребляемые английскими рецензентами определения при попытке разгадать тайну мастерства украинских актеров, сумевших покорить искренней непосредственностью, торжеством театральной игры, умением мгновенно варьировать жанры, органично соединяя фарсовые и драматические эпизоды".

«Человеческая природа быстро привыкает к скандалам. Тем, что вчера, казалось, не лезет ни в какие ворота, сегодня трудно удивить зрителя, его на крючок не поймаешь. Но украинскому театру удалось застать зрителя врасплох благодаря смелой атаке на текст шекспировского «Отелло». Судя по названию «Яго», в спектакле всё наоборот. Если систематически проанализировать успех украинской труппы у эдинбургского зрителя, то следует указать на некоторые моменты. Это и судьба, которая привела городского советника в Киев, который, посетив театр на Подоле, влюбился в него с первого взгляда, и мужественность безденежной труппы, готовой смело ставить всё на кон и вступать в самую дерзкую авантюру, превращая в сценическую площадь старинный викторианский бассейн. Но, несмотря на использование водной глади в качестве средиземноморского пейзажа, как символа восприимчивости, радует то, что режиссеру удается избежать морализаторства и превратить спектакль из тривиальной трагедии о том, как злой человек уничтожает хорошего, в лихую дарвинистскую драму про то, как сильный побеждает слабого («Скотланд он Сандей», Великобритания)».

Учитывая высокий профессиональный уровень коллектива, его вклад в развитие драматического искусства Украины, в 1994 году Главное управление культуры Киева присвоило театру на Подоле статус государственного.

В репертуаре театра на Подоле более 50 спектаклей. Творческий коллектив театра и его художественный руководитель-директор Виталий Малахов стали лауреатами в 24 номинациях «Киевской пекторали» — самой престижной театральной премии Украины.

В 1998 году за спектакль «В степях Украины» А. Корнейчука театр получил «Киевскую пектораль» в четырех номинациях: за лучшую режиссуру, за лучший актерский ансамбль, за сценографию и за актерские работы.

В 2003-2004 театральном сезоне спектакль «Дядя Ваня» А. Чехова в постановке В. Малахова стал лауреатом «Киевской пекторали» в пяти номинациях: за лучшую режиссуру, за лучший актерский дебют (Е. Свирская), за лучшую мужскую роль (С. Бойко).

В 2006 году по указу Министра культуры творческому коллективу присвоено статус академического за выдающиеся достижения в развитии украинского драматического искусства.

В 2008 году художественный руководитель-директор Киевского академического драматического театра на Подоле Виталий Малахов стал лауреатом Национальной премии Украины им. Тараса Шевченко в области искусства.

Ко дню независимости Украины 2008 года Президент наградил В. Малахова званием «Народный артист Украины».

В 2009 году в театре на Подоле состоялось 11 премьерных постановок. Театр активно готовится к открытию нового театрального здания. Спектакли «Мертвые души», «Люксембургский сад» в постановке з. а. Украины Игоря Славинского стали лауреатами «Киевской пекторали-2009» за лучшую режиссуру, актриса театра Софья Письман — дипломант премии за роль Коробочки в спектакле «Мертвые души». Театральной премией им. Амвросия Бучмы награжден творческий коллектив спектаклей «Мертвые души» и «Люксембургский сад».

Премьера 2010 года, спектакль «Шесть черных свечей» по пьесе культового шотландского драматурга Деса Диллона, поставленная н. а. артистом Украины Виталием Малаховым, прошла с огромным успехом. Еще одной, очень удачной премьерой, спектаклем «Левушка» по рассказу Анатолия Крыма в постановке з. а. Украины Игоря Славинского, театр завершил 23-й сезон.

В 2012 году коллектив театра на Подоле возвращается с международного театрального фестиваля «Добрый театр», который проходил с 30 апреля по 7 мая в городе Энергодаре. Театр на Подоле впервые принимал участие в «Добром театре» и на сценической площадке XI международного театрально фестиваля представил два лучших спектакля «Прошлым летом в Чулимске», по одноименной пьесе А. Вампилова, режиссера-постановщика Виталия Малахова и «Левушка», по пьесе А. Крыма, режиссера-постановщика Игоря Славинского. 7 мая состоялось торжественное закрытие фестиваля «Добрый театра» и были подведены итоги. Почетное жюри определило победителей в следующих номинациях: «Лучшая женская роль» — Виктория БУЛИТКО (Валентина «Прошлым летом в Чулимске»), «Лучшая мужская роль» — Игорь ВОЛКОВ (Шаманов «Прошлым летом в Чулимске»). Кроме того, в этом году ввели две номинации высокого уровня: «Лучший спектакль» и «Серебряный колокольчик — добрый спектакль». Спектакль «Левушка» получил наивысшую награду и был признан самым «Добрым спектаклем — 2012».

Завершает череду замечательных постановок спектакль «Письмо Богу» в постановке Игоря Славинского.

25 ноября 2010 года зрители театра на Подоле снова смогли насладиться спектаклем«Опера Мафиозо»по пьесе известного болгарского драматурга Васила Станилова. Уже в феврале этого же года Игорь Славинский выпускает французскую комедию положений «La Bone Anna, или как сохранить семью». Финальным аккордом 24-го театрального сезона становится спектакль «На дне» в постановке главного режиссера театра, народного артиста Украины, лауреата Национальной премии имени Тараса Шевченко Виталия Малахова.

25-й театральный сезон становится знаковым для коллектива театра. Именно в этом году 25 ноября свет увидела чуткая драма Александра Вампилова о любви, давно ставшая современной классикой – «Прошлым летом в Чулимске».

26 марта проходит юбилейная церемония награждения номинантов престижной театральной премии «Киевская Пектораль». Сразу две постановки Киевского театра на Подоле – «На дне» и «Прошлым летом в Чулимске» — получили максимальное количество голосов от экспертов самой престижной столичной театральной премии «Киевская Пектораль – 2011».

Номинация «За лучший драматический спектакль» — «Прошлым летом в Чулимске» реж. Виталий Малахов;

Номинация «За лучшую режиссерскую работу» — народный артист Украины, лауреат Национальной премии Украины им. Тараса Шевченко Виталий Малахов;

Номинация «За лучшее исполнение мужской роли» — Василий Кухарский (за роль Васьки Пепла «На дне» М. Горький);

Номинация «За лучшее исполнение женской роли» — Виктория Булитко (за роль Валентины «Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилов);

Номинация «За лучшую сценографию» — Мария Погребняк (сценография «На дне» М. Горький);

Номинация «За лучшую музыкальную концепцию» — Виктория Булитко и Иван Небесный («Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилов)

Также два спектакля театра были отмечены театральной премией им. Амвросия Бучмы. Лауреатом стал художественный руководитель театра на Подоле Виталий Малахов. А наивысшую награду получили две режиссерские работы Виталия Ефимовича – премьера прошлого театрального сезона «На дне» по пьесе М. Горького и премьера 25-го театрального сезона «Прошлым летом в Чулимске» по пьесе А.Вампилова. Были отмечены экспертами премии и Игорь Волков за роль Барона в спектакле «На дне» (в свое время эту роль блистательно исполнил сам Амвросий Бучма), а также за роль Шаманова в спектакле «Прошлым летом в Чулимске». Ирина Грищенко за роль Анны («На дне» М.Горький) и Виктория Булитко за роль Валентины («Прошлым летом в Чулимске» А.Вампилов).

Игорь Волков примеряет на себя роль режиссера и 3 апреля 2012 года выпускает спектакль «Старший сын» по пьесе А. Вампилова.

17 октября 2012 года Киевский академический драматический театр на Подоле возвращает на сцену давно полюбившейся публике спектакль «Полоумный Журден». А в первых числах декабря Ирина Грищенко выпускает спектакль «Глаза дня». В центре действия – две женские судьбы: легендарной танцовщицы, куртизанки и самой знаменитой шпионки Первой мировой войны Мата Хари и её подруги, соперницы и предательницы Ханны Виттиг. А уже 18 января в театре состоялась премьера спектакля «Амнезия». В основе спектакля — одноименный рассказ киевской писательницы Елены Рог.

Лауреатом самой престижной театральной премии «Киевской пекторали — 2012» в номинации «За лучшее исполнение мужской роли» становится Владимир Кузнецов за роль Лемариса в спектакле «Письмо Богу». Под занавес 26-го театрального сезона театр выпускает еще две яркие премьеры. Первая это спектакль-концерт «Лебединое озеро. Сумерки». Придумав на первый взгляд очень праздничное и легкомысленное зрелище, режиссер Виталий Малахов подготовил для публики несколько сюжетных и смысловых ловушек. Вторая — «Ловушка для одинокого мужчины» по пьесе французского писателя, актера и режиссера Робера Тома режиссера-постановщика Игоря Славинского.

В 2013 году театра принимает участие в XVI Международном фестивале театрального искусства «Блуждающие звезды». А 30 мая в театре на Подоле состоялась премьера. Спектакль по одноименному рассказу Л. Толстого «Что я видел во сне…» в постановке заслуженного артиста Украины Игоря Славинского.

20-22 июня 2014 года на сцене театра состоялась премьера театрального буриме «Вернисаж на Андреевском» режиссера-постановщика, народного артиста Украины, лауреата Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко Виталия Малахова.

«В театральном буриме «Вернисаж на Андреевском» мы пытаемся исследовать новую и не совсем обычную для «солидного» академического театра форму и метод общения со зрителем – форму популярного сейчас «флеш-моба». То есть форму общения, еще более приближающую зрителя к актёру, форму супер-камерного «интимного» театра.

Темы для спектакля черпались, в первую очередь, из энергетической ауры любимого нами всеми Андреевского спуска. И хотя в нем немного истории (очень немного), в «экскурсионном» смысле этого слова, но надеемся, что факты, рассказанные актерами, откроют зрителям, что-то новое в хорошо известном. Мы отобрали для спектакля персонажей, которые не блещут оригинальностью и новизной, но надеемся, что Вы узнаете их, если вы хотя бы раз прошли от «низа» Андреевского до его «верха» » (В. Малахов).

В ноябре 2014 года состоялся премьерный спектакль «Лес» в постановке Александра Катунина. А уже 25 апреля Виталий Малахов презентовал киевскому зрителю спектакль «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова.

Игорь Славинский закрывает 28 театральный сезон спектаклем «Ревизия-Шмавизия». Именно этот спектакль становится завершающим аккордом трилогии рассказов Анатолия Крыма «Рассказы о еврейском счастье».

Коллектив театра принимает участие в XVI Международном фестивале театрального искусства «Блуждающие звезды», в 27 декабрьских театральных вечерах в Чернигове, а также фестивале «В гостях у Гоголя» в Полтаве.

Неоднократно коллектив театра проводил благотворительные вечера «Театральные мистерии Подола: мир без ограничений», посвященные международному дню «Белой трости». На сцену вместе с актерами поднимались люди с ограниченными возможностями и нарушениями функций зрения.

Киевский академический драматический театр на Подоле активно помогает и принимает участие в организации фестиваля «Я верю! Я буду!». А также поддерживает его участников – отделение дневного нахождения с элементами социальной адаптации молодых людей с особыми потребностями Голосеевского района города Киева.

В 2014 году коллектив театра поддерживает временных переселенцев из зоны АТО. Неоднократно были организованы показы спектакля «Письмо Богу» и творческие встречи с актерами. Участвовал в благотворительных вечерах на поддержку украинских воинов и аукционах по сбору денег на лечение украинских военных.

В обраних у 0 користувачів

Догори